14. Тормозные системы

Тормозные системы предназначены для замедления скорости движения вплоть до полной остановки; для удержания автомобиля на месте вл время стоянки.

Тормозные системы:

Рабочая тормозная система

1. Стояночная

2. Запасная

3. Вспомогательная

4. Тормозная система прицепа

Тормозные системы могут быть выполнены с помощью колодочных или ленточных механизмов.

Колодочный тормоз может быть барабанным или дисковым.

Тормозная система состоит из колесных тормозных механизмов и тормозного привода.

Тормозные приводы:

− Механический (1)

− Гидравлический (2)

− Пневматический (3)

Гидравлический привод тормозов

Гидравлический привод тормозов применяется на всех легковых автомобилях, а также на многих грузовых автомобилях (ГАЗ-53А, ГАЗ-66, УЛЗ-451 и др.). Он состоит из главного тормозного цилиндра, трубопроводов и колесных тормозных цилиндров. Чтобы повысить безопасность движения и исключить возможность одновременного выхода из строя тормозов всех колес у автомобилей применяют раздельный привод тормозов передних и задних колес.

Тормозная система с гидравлическим приводом действует следующим образом. Усилие, приложенное к педали, передается через шток поршню главного тормозного цилиндра. Вследствие перемещения поршня повышается давление в главном цилиндре до 8,0-9,0 МПа (80-90 кгс/см^). Вытесняемая жидкость поступает по трубопроводам к колесным тормозным цилиндрам и действует на находящиеся в них поршни. Поршни, перемещаясь, прижимают колодки к тормозным барабанам, осуществляя торможение колёс.

При отпускании педали тормоза колодки под действием стяжных пружин возвращают поршни в исходное положение, вытесняя жидкость по трубопроводу в главный тормозной цилиндр. Давление в трубопроводе остается избыточным 0,05-0,1 МПа (0,5-1 кгс/см^), благодаря чему воздух не проникает в систему.

Для повышения эффективности тормозов применяют гидровакуумные усилители.

Пневматический привод тормозов

При использовании пневматического тормозного привода, необходимое давление создается в нем сжатым воздухом, находящимся в воздушных баллонах – ресиверах, который подается в них компрессором, приводимым в действие от двигателя. При нажатии на тормозную педаль водитель воздействует на тормозной кран управления, который сообщает ресивер с воздушным трубопроводом, подводящим сжатый воздух к камерам соответствующих тормозных механизмов.

С целью повышения надежности действия рабочей тормозной системы на многих автомобилях применяют двухконтурный пневматический привод с двумя раздельными ветвями трубопроводов для питания тормозных камер рабочих тормозов передних и задних колес.

У автомобилей, имеющих несколько тормозных систем, приводимых в действие сжатым воздухом, применяют, так называемый многоконтурный пневматический привод с несколькими самостоятельными линиями воздушных трубопроводов.

Так, например, у автомобилей КамАЗ-5320 в пневматическом приводе предусмотрено четыре самостоятельных контура, имеющих следующее назначение:

первый контур – питает сжатым воздухом приборы, управляющие тормозными механизмами переднего моста автомобиля;

второй контур – обеспечивает питание приборов, управляющих тормозными механизмами среднего и заднего мостов автомобиля;

третий контур – объединяет приборы, управляющие механизмами аварийной и стояночной систем;

четвертый контур – служит для растормаживания аварийной системы торможения после того, как произойдёт самопроизвольное (аварийное) торможение. Такое аварийное торможение может произойти автоматически (без участия водителя), при появлении неисправности в пневматическом приводе тормозов, вызвавшем падение давления в нем ниже допустимой величины, вне зависимости от характера утечки воздуха.

Примененное на автомобилях КамАЗ расчленение тормозного привода на несколько самостоятельных контуров позволяет сохранить работоспособность привода в целом при выходе из строя одного из его контуров. Таким образом, применение многоконтурного привода в значительной мере повышает надежность действия тормозных систем автомобиля и способствует повышению безопасности движения.