10. Коробка перемены передач: Назначение, общее устройство
Коробка перемены передач предназначена для изменения силы тяг, скорости и направления движения автомобиля.
Ступенчатая коробка перемены передач состоит из набора шестерен, которые входят в зацепление друг с другом в различных сочетаниях, образуя несколько передач или ступеней с различными передаточными числами.
Коробка перемены передач могут выполняться в виде двух вальных и трех вальных конструкции.
1 Первичный вал
2 Вторичный вал
3 Промежуточный вал
4 Шестерни
5 Муфты включения
Для включения передачи достаточно ввести в зацепление одну из муфт.
Способы включения передач.
С помощью:
− подвижных шестерен
− с подвижной муфтой
− с синхронизатором.
Перемещение колес и муфт происходит с помощью вилок. Каждая вилка может переключать две муфты.
Устройство и работа синхронизаторов
Переключение передач сопровождается ударами меду зубьями шестерен, что приводит к их износу. Для уменьшения износа шестерен и шума, возникающего вследствие ударов зубьев при переключении передач, служат синхронизаторы, которые выравнивают угловые скорости включаемых шестерен.
Синхронизаторами обычно снабжают шестерни передач, переключаемые наиболее часто. А шестерни заднего хода не имеют синхронизаторов, так как этими передачами пользуются сравнительно редко.