12. Несущие конструкции автомобилей

Существуют два вида несущих конструкций автомобилей:

− Рама

− Несущий кузов

Рама автомобиля представляет собой остов, на котором укреплены все механизмы автомобиля. Рама должна обладать высокой прочностью и жесткость, но в то же время должна быть легкой и иметь такую форму, при которой возможно более низкое расположение центра тяжести автомобиля для увеличения его устойчивости.

Существуют три вида рам:

− лонжеронные, состоящие из двух продольных балок (лонжеронов), соединенных поперечинами.

− центральные, хребтовые, имеющие в качестве хребта одну продольную балку или трубу.

− комбинированные, сочетающие в своей конструкции оба принципа (среднюю часть рамы выполняют как центральную, а концы делают лонжеронные)

Несущие кузова изготавливаются из легких штампованных элементов, что позволяет снизить массу при равной прочности.

Существует три вида несущих кузовов:

− трех объемные, моторный отсек, пассажирский салон, багажник.

− двух объемные, моторный отсек, пассажирский салон и багажник объединены.

− одно объемные (минивен) моторный отсек, пассажирский салон, багажник объединены.

Ходовая часть: Назначение, устройство

Назначение ходовой части осуществлять связь несущей конструкции с дорогой.

Состоит из колес, подвески, мостов.

Зависимая и независимая подвеска колес

Подвески служат для обеспечения плавного хода автомобиля, так как смягчает воспринимаемые колесами удары и толчки при наезде на неровности дороги

Подвеска может быть зависимой и независимой. Зависимую подвеску применяют вместе с неразрезным мостом (рис.1), а независимую – с разрезным (рис.2).

При зависимой подвеске положения коле, посаженных на одну ось, взаимосвязаны. При независимой подвеске такая связь отсутствует.

Зависимая подвеска обычно используется в грузовых автомобилях, и в легковых автомобилях в качестве задней подвески.

а б

Независимая подвеска. Колебание одного колеса не вызывает колебаний другого колеса.

Обычно такую подвеску используют для передних колес легкового автомобиля. При этой подвеске каждое колесо отдельно от другого соединяются с кузовом или рамой.

Упругие элементы подвески и амортизаторы

К упругим элементам подвески относятся

− витые пружины

− пластинчатые (рессоры) пружины

Плюсы и минусы упругих элементов:

Витые пружины

– не передают никаких тяговых усилий

+ оптимальные характеристики деформации

Пластинчатые пружины.

− Имеют худшие характеристики деформации

+ Передают любые тяговые усилия

Амортизаторы

Амортизаторы снижают амплитуду колебании и гасят свободные колебания элементов подвески.

Сейчас устанавливаю гидравлические амортизаторы. Сопротивление колебательным движениям создается при перекачивании жидкости через небольшие отверстия в его корпусе. При увеличение скорости относительных перемещений оси и рамы резко возрастает сопротивление амортизатора. Колебания рамы можно представить себе состоящим из двух следующих движений:

  • 1 ход сжатия, когда рама и мост сближаются

  • 2 ход отдачи, когда рама и мост расходятся.

    Пневматические колеса: Устройства, балансировка

    Колеса передают усилия и моменты, действующие между автомобилем и дорогой, обеспечивая его движение.

    Колеса по их назначению делят на ведущие, управляемые, комбинированные. Обычно у легкового автомобиля передние колеса управляемые, а задние ведущие.

    Автомобильное колесо состоит из диска и обода, на который надета пневматическая шина. Назначение шины – поглощать и смягчать толчки и удары, воспринимаемые колесом от дороги, обеспечивать с ней достаточное сцепление, уменьшать шум при движении автомобиля и снизить разрушающее действие автомобиля на дорогу.

    Шины бывают:

    − камерные. Внутренняя полость заполнена сжатым воздухом, который поглощает и смягчает толчки и удары при движении.

    − Бескамерные. Камеры нет, и воздух заполняет непосредственно покрышку.

    Состояние колес оказывает большое влияние на безопасность движения. Для того что бы уменьшить дисбаланс колес, и что бы шины меньше изнашивались, применяют балансировку.

    Балансировка бывает:

    − Статической, устраняет статический дисбаланс, когда центр масс, не совпадает с центром вращения и приводит к радиальным колебаниям.

    − Динамической, устраняет динамический дисбаланс, который приводит к круговым колебаниям.

    Под балансировкой понимается привешивание, припайка к ободу колеса балансировочных грузиков (массу и положение которых определяют специально).

    Установка управляемых колес

    Для автомобиля очень важна хорошая стабилизация управляемых колес, т.е. их способность устойчиво сохранять прямолинейное движение и возвращаться к нему после поворота. Для улучшения стабилизации управляемых колес их наклоняют в поперечной и продольной плоскости. Наклоняют колеса для того, что бы точка касания колеса с грунтом была приближена к оси вращения. Такое положение называется развалом управляемых колес.

    Если колеса развалены наружу, то развал называется положительным.